Царица наук, блин…

Вот стыдно признаться, но я веду практикум по матметодам в психологии и при этом очень плохо в них соображаю. Вопрос. Если мне потребовалось десять раз прочесть фрагмент книжки Наследова про построение Q-Q и P-P графиков, прежде чем я понял, как это считается (хотя бы P-P) и смог это воспроизвести вручную, то получится ли это у человека ещё менее искушённого в этой области? Кажется, раздел про нормализацию в книжке вышел крайне неудачным, в отличие от остальных. А мне ведь именно он нужен для психометрики. Видимо дело в том, что этому уделено всего пара страниц… Дисперсионный анализ и прочие фиговины изложены просто замечательно. Очень это поможет мне в подготовке семинара для ЗПШ. Что особенно хорошо, так это то, что в конце каждой главы идёт пример обработки данных в SPSS с подробным разжёвыванием всех обозначений и прямыми указаниями на какие кнопочки нажимать.

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Уч. пос. СПб., Речь, 2004, 392 с.
— первый достаточно полный учебник по использованию статистики для психологов. Только что вышел.


Мой блог изредка находят по следующим фразам

Царица наук, блин…: 4 комментария

  1. Теперь ты понимаешь, почему у Худякова в психометрике в основном матметоды? Чтобы дополнительно, хоть чуть-чуть, хоть капельку продвинуть студиозусов в этом нелегком для них деле. А то стра-а-а-нные измерения получаются… 🙂

  2. Вопрос — а зачем повторять всё то, что студенты прослушали год назад ещё раз? Легче от этого не станет, а строить измерительные шкалы они так и не научатся, если на это отведено одно занятие из восьми, а все остальные посвящены совершенно практически бесполезным рассуждениям о хиквадрат-распределении и т.п. Моё твёрдое убеждение — о хиквадрат студентам психфака надо знать только то, в какую таблицу как заглянуть при проверке гипотезы об отклонении распределения от равномерного. И ещё что-нибудь в этом духе. Его можно применять при разработке номинативных шкал. Но всё-таки надо о нём рассказывать на психометрике именно на этом конкретном примере. А о существовании хиквадрат-распределения, на котором основан критерий, можно вообще не упоминать…

  3. Да я, собственно, что. Это же твой курс.
    А большинству студентов, мне кажется, что один раз прослушать, что два — результат все равно, к сожалению, нулевой, если с первого раза не поняли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *