Замкнутость российской психологии…

Очень ярко прорисовывается в тезисах. Вот, например, фрагмент тезисов, которым я «дал добро»:

Последние десять лет психологи-исследователи всё чаще обращаются к проблеме толерантности. Единого концептуального подхода к пониманию этого феномена, а так же единого терминологического аппарата в отечественной психологической науке ещё не существует.

<...>

Ряд исследований посвящено толерантности как устойчивости к разного рода влияниям: толерантность к неопределённости – Луковицкая Е.Г.; фрустрационная толерантность – Митина Л.М.. Кожухарь Г.С. рассматривает толерантность как некую «генерализованную установку» и как устойчивость в конфликтах, Крутова И.В. – как социально значимую ценность. Формированию и развитию толерантности в контексте педагогического взаимодействия посвящены работы Толстиковой С.Н., Воробьёвой И.В., Левченко Е.Г., Паниной В.А.. В.В.Бойко различает уровни толерантности в общении – общая коммуникативная толерантность, профессиональная, типологическая и ситуативная.

По каким-то загадочным причинам, авторы ограничивают мир психологии миром российской психологии. Причём это зачастую никак не указывается авторами (в данном случае в начале работы хотя бы было указание на «отечественную психологическую науку». Но тем не менее, если перед автором не стоит специальной задачи анализа отечественных наработок, то причина игнорирования зарубежных становится загадкой.

Однако же и в том случае, если авторы всё-таки удосуживаются выйти за пределы своего мирка, то этот не выход, а скорее подглядывание в замочную скважину. Возникает такое впечатление, как будто вся зарубежная психология для отечественных авторов в начале 70-х перестала существовать.

Ещё один аспект — странная избирательность. Например, практически все авторы, пишущие про Я-концепцию, упоминают Бернса (иногда называя его Berns’ом, хотя я сегодня специально посмотрел — он Burns). Насколько я понимаю, Бернс в общем-то довольно известный автор, но вряд ли основной персонаж в истории исследований Я-концепции. Просто его книжку перевели на русский язык.

Вот такая вот ситуация. Хотя, конечно, довольно много нормальных работ. Во всяком случае, из 20-30 статей в сборнике по материалам лучших дипломных работ нашего факультета, 5-6 действительно вполне приличные.

РубрикиOld

Замкнутость российской психологии…: 57 комментариев

  1. Сам догадаешься, что это за загадочные причины такие, или подсказать? =)

    З.Ы. Когда я буду жалеть наших детей и не буду отдавать их учить английский язык в сензитивный период, пожалуйста, дай мне по голове и запихни их туда!!!

  2. 5-6 из 20-30 — это какое-то Эльдорадо просто… Где такие места в России, где на каждые пять работ — одна приличная? Мои подсчеты дают какие-то другие цифры, от 1:7 до 1:70…

  3. Э! На факультете защищается каждый год около 300 выпускных квалификационных работ. Из них около 60-70 рекомендуются к публикации аттестационными комиссиями. Из них человек 25-30 доползают до написания статьи. В позапрошлом году, когда я этим занимался, из них 3 получили с ходу красную карточку за плагиат, а ещё два человека — жёлтую за некорректное цитирование. Из оставшихся штук пять более-менее приличные. По-настоящему стоящими (ну то есть примерно на уровне того, что публикуется в западных журналах) — одна-две. Но в принципе, многие дипломные работы из числа защищённых на нашем факультете вполне бы покатили и на кандидатские диссертации по содержанию исследования. Если конечно, рассматривать среднероссийский уровень… Но это всё равно единицы из сотен.

  4. Да пожалуйста.
    1) Первый тезис — Раньше основной задачей индустриально-организационных психологов было, прежде всего, включение людей в общую схему с помощью отбора и обучения. не выдерживает, на мой взгляд, никакой критики. Открой учебник по инженерной психологии. В задаче проектирования систем «Человек-машина» психологическому отбору операторов редко уделялось существенная роль, а вот средства отображения информации рассматриваются очень и очень подробно. Серьёзно советую — почитай учебник инженерной психологии. Например, М.А. Котик — отличный автор. Поймёшь, что юзабилити порой не более чем просто изобретение велосипеда.

    При этом удовлетворение – это эмоциональное состояние, а удовлетворенность – отношение субъекта к чему-либо. — вот это непонятно откуда взялось. По мне так масло масляное.

    А так — нормально, в жанре «есть идея». Идея, правда, при пристальном рассмотрении кажется довольно примитивной, но почему бы и не да? По крайней мере, благодаря нетривиальности тематики для наших конференций и ссылками на актуальные источники информации выглядит вполне достойно на фоне других тезисов категории «есть идея».

  5. Ну я думаю, что на самом деле их штук двадцать более-менее приличных, просто не все из них рекомендуются комиссиями к публикации, а из рекомендованных многие нормальные работы не доходят до стадии написания статьи, ибо были единственным в жизни автора-разгильдяя моментом напряжения всех интеллектуальных сил (своих и научрука).

  6. ну не отбор, так обучение. это тезис г-жи Дэуэл, использован мной в прошлогоднем курсовике с успехом 🙂

    почему масло масляное? совсем разные вещи. если я сошлюсь на Ильина, это покатит в качестве авторитетного мнения? 🙂

    а в чем примитивизм, ты мог бы объяснить? а то у меня диплом на эту тему 🙂

  7. Не знаю, кто такая госпожа Дэуэл, но на кафедре инженерной психологии могли бы всё-таки хоть что-то про инженерную психологию рассказывать, isn’t it?

    Потому что удовлетворение — это, если рассматривать с лингвистической точки зрения, а говоря о нюансах перевода, ты это и делаешь, это не состояние, а процесс, в то время как удовлетворённость — как раз состояние. Результат удовлетворения. Всё зависит от системы определения, а ты почему-то выбрал какую-то одну, тебе ведомую, и считаешь её истиной. Возможно, Ильин что-то такое и писал, но тогда на него и надо ссылаться.

    Насчёт примитивизма — просто идея, заключающаяся в том, что удовлетворённость пользователя происходит от совпадения желаемого с действительным (а ты именно это и сказал, только другими словами) уже до тебя сказана и Джемсом и Симоновым. Только в твоей модели «желаемое» подменяется «воображаемым» (образом).

    Вся загадка-то в дальнейшей реализации технологии исследования «желаемого», «воображаемого». Вот тут открываются перспективы внесения чего-то реально нового. А идея, что удовлетворённость происходит от совпадения образов — ну, в общем, не сильно оригинальная. Фестингер, опять же, говорил ровно то же самое, только наоборот — что от несовпадения у людей когнитивный диссонанс приключается со всякими последствиями.

  8. кстати, по инженерке я даже не один и не два учебника читал 🙂
    то, что многое — изобретение велосипеда, так и есть. переложение на новый лад, я бы сказал.

  9. прости, это я опечатался. Джуэл.
    ок, слушай, а у Джемса и Симонова где это можно посмотреть?
    и у Фестингера тоже… это бы очень помогло!

  10. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ — субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в т. ч. и самого себя (самооценка). (Большой психологический словарь)
    у Ильина это тоже оценка

    а удовлетворение — это психическое состояние. в книжках по псих.состояним это есть.
    у Куликова опять же это состояние, и не только у него…

  11. Джуэлов тоже не знаю…

    Ну вообще-то, это просто основа их теорий… Про когнитивный диссонанс:

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81

    Если надо, могу книжку Фестингера дать, у меня есть.

    Про информационную теорию эмоций Симонова — в конспекте лекций, блин! Но если конспекта нет, то…

    http://www.psycheya.ru/lib/emoc_yula.html
    http://azps.ru/articles/proc/proc26.html

    Про Джемса в любом учебнике там где про самооценку/самоуважение что-то есть.

  12. у нас в мгу был случай (слух вроде, но я склонен верить): одна девочка писала канд. диссер по детской психологии у доктора-профессора и прочая прочая. Девочка была талантливая, работала усердно, научрук имел вес на ф-те, т.е., защита проблем не представляла бы. Но девочка сделала следующую ошибку: начала изучать, что на эту тему есть у буржуев. Изучив публикации, пришла к выводу, что в данной области Россия отстает от буржуев на пару десятилетий, а то и больше. Разочаровалась в родной альмаматери и забила на диссертацию. Вот что значит профессиональная совесть

  13. а ваще я, небогатый аспирант, на свои бабки покупал доступ на полнотексты одной известной онлайн-базы (правда, пока несильно помогло в работе :))), а продвинутые спецы из моей лабы делали круглые глаза и говорили: «это же очень дорого, мы не можем позволить себе это», даже не удосужившись взглянуть на условия пользования. Вопрос приоритетов — если ты профессионально занимаешься чем-то, триста баков в год найдешь на литературу.

    Кстати, Владимир, Вы говорили, что Ваш, питерский, психфак подписан на кучу западных баз данных полнотекстов

  14. Странная девочка, вообще-то трансляция западных теорий и методов для русских — одна из самых несложных и выгодных ниш сколько-нибудь соображающих психологов. Чего проще — скопировал модель исследования, повторил, опубликовался. Скопировал-повторил-опубликовался. И ты доктор. Главное, что всё это можно делать вполне честно и с пользой для науки.

  15. Говорят тебе, совесть профессиональная взыграла у человека. Захотелось, понимаешь, бороться и искать, найти и перепрятать… А не в лечебнице для умственно отсталых всю жизнь подвизаться. 😉

  16. Есть такое дело. Московский, наверное, тоже…

    Куча не куча, но более-менее свежая литература (после 2000) во многих случаях вполне доступна. Вот с более старой как правило трудности большие.

  17. я деталей этой истории не знаю. Может, ее научрук строил паровую машину, а буржуи в это время делали реактивную турбину

  18. про отдельные части московского я и пишу :). Када я учился, это все было весьма слабо распространено (были, конечно, отдельные люди продвинутые). Сейчас, возможно, получше с этим

  19. У нас просто это централизованная университетская система, финансируемая за счёт грантов РФФИ, проекта НЭИКОН и т.п. Специально для факультета были оплачены только базы APA, всё остальное — общеуниверситетское, там попадаются соответственно и психологические в общей куче. Sage, Elsevier, Blackwell, Springer. Правда, в основном, доступ к статьям после 2000 года… Моя мечта — доступ к полноценным базам JSTOR (у нас какой-то куцый есть, но мне, кажется ни разу не удалось обнаружить нужную мне статью доступной).

  20. Предпочитаю тайно думать, что наше всё Аллахвердов. Он, по крайней мере, ещё жив, бодр, открывает и пишет. Творческое же развитие Ананьева, боюсь, прервалось с его смертью. Ну, и некий налёт диссидентства, опять же. 😉

  21. Да, это действительно тяжело. Мне в этой связи очень обидно за моего наставника Аллахвердова, что его работы не переведены на английский и не изданы, ибо тут его и оценить-то толком никто не может. Т.е., конечно Психологическая газета в рейтинге наиболее влиятельных психологов России поставила его на первое место, но это именно что «чемпион песочницы».

  22. у нас деканы варягами многие были: Бодалев из СПб (ученик Ананьева, если совсем не забыл основы), Климов из Казани. Вот Бодалев, кажись, Ананьева насаждал. Но я попозже учился и мы его почти не проходили

  23. У нас, к сожалению, Ананьева насаждает Панфёров, который наше такое специальное герценовское всё и считает себя последним из могикан из учеников Ананьева…

  24. Да, только заводите сразу побольше нашего, а то как-то несерьёзно будет. У нас сразу же стимул появится памятник заказать…

  25. приезжайте к нам в москоу, забирайте петра первого уродского работы церетелия, поставьте у себя во дворике и перекрасьте в Ананьева

  26. Да я давно говорил, что этот Пётр, совершенно дурацкий в антураже Москвы-реки, не так уж плохо смотрелся бы на берегу Финского залива…

  27. Подскажите плз что из последнего у Алахвердова опубликовано, давненько я его не читал. Или может скачать где можно?

  28. Из последнего у него в 2003 году вышла монография «Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания», а ещё совсем недавно, в прошлом году, вышел сборник статей учеников Аллахвердова с его предисловием и комментариями. Сборник может выслать. Как, с позволения сказать, ученик. =)

  29. Владмир, а Вы знакомы с какими-нить методиками на толерантность как на психологическую характеристику , кроме Бойко? Сколько искала и спрашивала у преподов, создается впечатление, что другого ничего нет.

  30. Толерантность к чему? Я вряд ли вспомню эти методики, то на этническую толерантность их точно довольно много. В принципе, есть несколько знакомых, которые могут знать…

  31. На этническую толеантность их море, а я имею в виду толерантность к дискомфорту, к стрессовым ситуациям, к неблагоприятным факторам…

  32. Подскажите пожалуйста, каков должен быть уровень соответствия между дипломом и статьей для сборника лучших дипломных работ факультета. Позволительно ли в статье ссылаться на материалы собственных постдипломных исследований той же проблематики, или напротив, использовать в качестве элементов статьи отдельные абзацы диплома.

    (если я правильно понимаю, в этом году Вы не занимаетесь подготовкой и редактурой этих работ, но мне бы хотелось узнать хотя бы опыт прошлых лет)

    С уважением, Анастасия Сергеева, кафедра эргономики и инженерной психологии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *