Как мы съездили в Хельсинки

Наконец-то мы решились на автомобильное путешествие чуток подальше, чем за грибами в район Кирилловского. Мы планировали съездить погулять в Финляндию и закупиться там чем-нибудь. Погулять практически не получилось, но тут ещё и погода нам не особо благоприятствовала.

Так что и буду описывать эту поездку в качестве небольшого крайне затратного шоп-тура. Выехали мы в итоге из Петербурга где-то в половине первого дня, хотя думали выехать в 11. Ну это со мной всегда так, если нет никакого дедлайна. Из предварительных расходов — купил автостраховку за 1400 рублей. Увы, минимальная сумма такова и она обязательна. Дорогу до границы описывать не буду — ничего особо интересного. Заправились на 1400 рублей бензина (чуток не хватило на полный рейс туда-обратно), поели на заправке хот-догов и поехали.

Не помню, сколько мы ехали до Торфяновки — я известный тошнот, так что ехали мееедленно. На границе сперва пункт, где одинокий пограничник просто смотрит наличие визы, потом немного потупили, но вроде бы проехали куда надо, там всё более-менее понятно. Наша проблема была в том, что там никого практически не было, так что не видно было, что делают предыдущие. В отличие от автобусных туров, тут паспорта отмечают в будках между полосами для движения. Отдал пограничнику паспорт свой и от машины, потом две моих пассажирки тоже отметились, таможня дала добро (кажется, они ничего не смотрели) и мы отправились дальше. Затем ещё один пограничник проверил наличие штампиков на выезде. Никаких деклараций, если ничего особенного не вывозишь, заполнять не нужно, даже на машину.

В Duty Free заезжать не стали, ибо всё равно в Финляндию нельзя алкоголь провозить, если едешь меньше, чем на три дня. На финской границе тоже никаких особых сложностей не было — подъехали, вышли на погранпост, прошли паспортный контроль, декларировать было нечего, сели в машину и поехали дальше — шлагбаум был открыт. Я только не понял, что нигде никак не отмечают, что я на машине и на какой я машине. Как они потом узнают, кому штраф присылать? Может я чего не то сделал и надо было куда-то ещё зайти машину зафиксировать?

Дальше Финляндия. Мы сразу заехали и купили мне пару шин в магазине у границы, слева — exclusiveforcar.com, но что-то он какой-то дорогой. Пара летних шин R13 175/70 обошлась мне в 110 евро, но потом можно будет получить по инвойсу 20 евро обратно. Но это надо в течение 3 месяцев к ним снова ехать! Эти шины мне в итоге явно обошлись дороже, чем если их в России покупать. Потом мы вернулись на 50 метров назад к границе и заехали на другую сторону трассы — там магазин Rajamarket. Вот тут я как раз сэкономил, ибо масло 4 литра Shell Helix Ultra обошлось мне что-то около 27 евро и ещё там такс фри потом возврат был.

Я страдал заранее, что не знаю, где там как скорость ограничена, но оказалось всё весьма просто — везде висят знаки и регулярно повторяются. По трассе несколько зон ремонта, где ограничение 60, а по Хамине где-то 40. Ограничения в основном 80-100, есть пара больших отрезков 120, дорога не идеальная, но хорошая, машин немного, изредка появляются финские гонщики (когда спокойно едешь себе 110, а мимо со свистом проскакивает мотоцикл).

В магазинчик трикотажный в Хамине мы не успели, он был до 17-00, а было уже почти шесть часов вечера (по нашему — семь, разница в 1 час), так что дальше ехали без остановок по трассе до Хельсинки. А вот там начались приключения. Шоссе плавно превратилось в дорогу E75, по которой мне надо было доехать до метро Каласатама и перед ним свернуть налево. Однако я где-то раньше свернул не туда, и никакой Каласатамы передо мной тама не появилось. Ну ладно, решил я, мне надо просто выбраться в центр, а потом из центра выехать на эту хренову набережную…
— Похьёсранта набережная мне нужна, Маринкин, Похьясранта!
— Похьякак?
— Сранта! Мне надо на неё выехать.

Около часа мы метались по центру, пытаясь с нужной стороны подобраться к нужной набережной. Раз восемь мы проезжали мимо вокзала, памятника Алексису Киви и прочих городских достопримечательностей. Несколько раз мы таже проезжали по той же Марианкату, с которой и попадают на Канавакату, куда нам было надо, но я не знал, что это Марианкату и уезжал с неё направо, а не налево. Городская навигация для автомобилистов в Хельсинки не то чтобы отсутствует, но малополезна. Представьте себе, что подъезжая по Невскому к Садовой улице, Вы видите перед ней вместо таблички

{- Садовая улица -}
Cенная площадь 0,5 -}

а никакой таблички вовсе или же:

{- Петроградский район
Староневский ^
Коломна -}
Царское село -}

В общем, навигация по Хельсинки напоминает анекдот про туриста в Одессе, которого посылают на привоз купить себе гуся и ему любить мозги, ибо он и так стоит на Дерибасовской и нечего спрашивать, как туда пройти. А ещё, кажется, в «Трое в лодке» Джером Джерома отлично описано то же самое, только без автомобиля.

Так что Петербург ещё весьма неплох для автонавигации. Если Вы знаете кириллицу, конечно. А если не знаете, то это не самая большая трудность.

Кроме того, тут меня подстерегали какие-то внезапные полосы, которые вроде как для движения автобусов, над ними что-то было написано с какими-то часами работы, и я так и не понял, можно мне по ним ехать или нельзя, а окружающие то ехали то не ехали… Думаю, я там множество раз нарушил всяческие правила, ездил не по тем полосам, превышал скорость и так далее.

Припарковаться и посмотреть карту тоже особо негде, везде то запрещено, то непонятно… Ну остановились мы несколько раз — посмотрели, нам это ничем не помогло… Ибо мы же не знали, где находимся, а от вокзала так и не получалось попасть, да и понять, с какой мы стороны в очередной раз вдруг выехали к вокзалу… Наконец я сдался и уехав вдаль по ул. Маннергейма включил интернет-роуминг и Гугл-навигатор, который минут за двадцать таки вывел нас на эту Канава-улицу, а затем на единственное свободное место на муниципальном паркинге перед одной из самых дешёвых гостиниц в Хельсинки. Там я на всякий случай оплатил час парковки — она бесплатная с 19 до 9, но утром куда-то бежать было неохота. Никаких особых сложностей — кидаешь в автомат монетки, сколько хочешь заплатить, он выдаёт талон с указанием времени, до которого оплачена парковка. Соответственно, вечером кинув туда 2 евро (оплата за час) я получил талончик на 10 утра, который положил под лобовое стекло.

Гостиница — Eurohostel, трёхместный номер стоил на всех 65 с небольшим евро, я заранее в интернете бронировал. Подошёл на ресепшн, показал свою распечатку брони, заполнил карточку гостя, получил три пластиковых карточки-ключа и пошёл на третий этаж. Позже я нашёл там лифт устрашающе промышленного вида… Номер просторный и пустой, в нём три кровати, стол со стульями и шкафы. Удобства на этаже. Скромненько, чистенько, довольно тихо. Ну если не считать того, то двое из нас троих храпели, а третья не могла из-за этого заснуть. Ну и за окном изредка ездят трамваи (маршрут 4). В конце этажа была кухня самообслуживания с электроплитками и кое-какой посудой. Кажется, там можно было и телевизор посмотреть.

Мы немного поели своей еды, поиграли в города…

— Оулу
— Ульяновск
— Котка
— Антверпен
— Нуийяма
— Астрахань
— Неаполь
— Лейпясуо
— Это не город, это посёлок!
— Ну тогда Лаппенранта.

И заснули. На утро проснулись, привели себя в порядок, я сдал ключи от номера и мы поехали в Итякескус. Торговый центр на восточной окраине Хельсинки. Я не стал уже экспериментировать и продолжил насиловать роуминговый интернет за бешеные бабки. Всего я извёл рублей шестьсот на это развлечение за два дня. Зато в Итякескус мы приехали без каких-либо приключений, заехали на парковку на крыше, после чего у нас было ещё часа четыре шопинга. Начали мы, правда, с чашечки кофе и круассана. А дальше пошли в Тарьюстало, где я купил себе новую обувку, а затем — в Лидл, где мы наконец-то затарились едой. Но денег у меня уже было немного, так что еды тоже не вагон. Затем Маринка закупилась в H&M, мы поели в Хезбургере, где мне так и недодали одну из трёх порций картошки. Зато там мне была экономия — я зачекинился через Форсквер и мне положена была скидка в полтора евро на набор с гамбургером. Там, кстати, был открытый вайфай.

А ещё там был мини-рыночек между зданиями и вот здесь меня впервые шокировала цена. Трёхлитровая пластиковая банка отличной свежей брусники — восемь евро.

И мы поехали домой, заехав по дороге где-то в районе Ловисы в рыбный магазинчик с очень вкусными бутербродами. Там хорошо, кофе — 1 евро, бутерброды по 1 евро.

На обратном пути я опасался многочасовой пробки на границе, но всё было очень шустро — минут двадцать ожидания в очереди перед светофором, потом пограничный контроль и снова открытый шлагбаум на таможне. Заехали получили такс-фри — домик довольно далеко от погранпункта, между границами. Как раз успели туда перед автобусом. Потом наша граница — там тоже всё было просто, отмечаешь паспорт в будке, проезжаешь и ждёшь с открытым багажником, когда весёлый таможенник поинтересуется, чего это ты всего два колеса везёшь, а не четыре. Чего чего — машина у меня маленькая, либо колёса везти, либо мамочку. Мамочка и два колеса вполне поместилась. А вот четыре уже не очень.

Ну и дальше уже всё просто — традиционный аццкий ад на трассе «Скандинавия» и в полдвенадцатого мы дома. Вот такое вот развлечение.

Посетил «дело 12-ти»

Я не мог раньше его посещать, ибо ожидалось моё там появление в качестве свидетеля. И вот сегодня этот факт свершился. Я честно заявил, что флаги с лимонкой, а также чёрные флаги с серпом и молотом — флаги «Другой России», потому что их носили члены «Другой России».

Прокурор задал мне странный вопрос, я был не в курсе того, что что-то такое есть в деле. Он спросил, нормально ли прятать флаги легальной политической организации. Я, как выяснилось, сильно угодил защите, ибо тут же сообщил, что мы и сами флаги «Солидарности» стараемся на виду особо не держать. Особенно в контексте правоохранительных органов, ибо они их могут изъять, а потом хрен их вернёшь. И что вот у меня тоже изымали всякие вещи при задержании, а я так и не добился их возвращения. И вообще, флаги «Солидарности»…

На этом животрепещущем моменте (у нас постоянно флаги пропадают) судья выдал фразу дня, которая звучала примерно так:

— Свидетель, вопрос о флагах «Солидарности» рассмотрят в другом процессе.

Я вообще эту фразу пропустил мимо ушей, ибо смысл её для меня был — «заткнись пожалуйста», а зрители оценили.

Что я думаю про эту работу

Всё-таки бессознательное — оно прорывается. Поскольку я не очень люблю пахать всю ночь напролёт, то сперва я обозвал дилерский центр дилдерским. А только что в этом центре появился персоанал!

Про образование и будущее

Развивая тему предыдущего поста про образование. Мне кажется, что ситуация с образованием — в принципе исправима. Т.е., это не связано как-то так уж напрямую с нашим положением страны третьего мира («Верхней Вольты с ракетами»), которое совершенно очевидно.

Вопрос в том, что для восстановления уровня среднего образования (говорим сейчас о нём) на хотя бы советский уровень, нам необходимо вовсе забыть о каком-то «восстановлении» и «традициях». Нам необходима некоторая реставрация ценностей, которая при этом не может пройти в виде реставрации, а только революции. Нам необходимо формулирование новых ориентиров, путь к которым очевидно лежал бы через развитие новой школы. Так, чтобы люди шли в школу учителями не потому, что больше им деваться некуда, не потому, что их родители были учителями, а потому что их туда тянуло, потому что школа стала точкой приложения, построения того нового мира, который они хотят видеть, который принадлежит им.

Возможно ли такое? Думаю возможно, но именно что это должна быть никаким местом не реставрация империи, а напротив, создание на месте обломков этой империи новых национальных государств, вокруг которых будет формироваться какая-то новая идентичность.

Прямо скажем, что развал СССР не привёл к подобному результату, ибо доминирующий фактор в этих действиях был стремлением местных элит к ничем не ограниченной наживе, подкреплённый голодным воем народов. Новые государства рождались, чтобы жрать. Что бы по этому поводу не думали благонамеренные «ветераны 1991-го», дальнейшее развитие всех этих государств шло в русле этого вектора. И дело не только в элитах, а в общей ценностной картине. Помните эти страшилки про девочек, которые в школе писали в сочинениях, что хотят стать «валютными проститутками»? Тут дело не только в естественном желании нормальной девочки в конце восьмидесятых показать этой школе свой фак. Теперь примерно то же самое пишут вполне себе благонамеренные девочки, только называется это, например, «руководителем отдела молодёжной политики».

Приведёт ли к чему-то хорошему развал Российской Федерации — мы узнаем, скорее всего, в обозримом будущем. Вырастут ли на её месте национальные государства, обладающие некоторой устремлённостью в будущее? Очевидно, что это не может произойти с Москвой, чьё государство будет с самого начала озадачено реваншистской идеологией чуть более, чем полностью.

А вот на прочих территориях? Конечно, смешно говорить о том, что новые национальные идеологии будут рождаться среди нынешних карикатурных националистов, ибо новые нации, которые действительно будут рваться к свободе, должны определённо отвергать прошлое и быть «новыми нациями». Конечно, они могут при желании конструировать свою идентичность через адресацию к каким-то традициям — «сибиряки» какие-нибудь или «северяне». Но сейчас это всё выглядит как забавная игра. Ингерманландцы, опять же…

P.S. Некоторые могут говорить про коммунистическую революцию, но сейчас это выглядит примерно столь же смешной игрой, как революция ингерманландская.

Об «уникальной системе образования»

Меня раздражают вопли о необходимости сбережения уникальной российской/советской системы образования. Я пошёл в школу в далёком уже 1986 году. Я никакой уникальной системы образования, которая бы требовала сбережения, так и не увидел. Чего там сберегать? Трудовика с «обэжешником»? Да и «обэжешник» — это новация. Восстановить начальную военную подготовку? Может, тогда уж и вправду довосстанавливаемся до «Закона Божьего»?

Кажется, я должен виртуозно уметь выбивать зубилом циферки на номерках для гардероба. Или дырки там проделывать? Не понимаю, накой это мне. Ещё отличная тема — выпиливание лобзиком. Если бы меня на уроках труда научили менять смеситель, прокладывать кабельную сеть, пользоваться электродрелью, менять колесо на запаску — вот это всё было бы куда более полезно. Но ведь надо сохранять наше великое советское образование! Так что, детки, марш выпиливать лобзиком. О том, что эта пилка ни хрена не подходит для такой фанеры — вы узнаете, если попробуете когда-нибудь сами разобраться в данном вопросе, без трудовика. А пока — пилите, дети и не задавайте глупых вопросов! Эта пилка застревает, потому что вы не умеете пока пилить.

Что вы хотите сберегать, ребята? Тупых тёток из РОНО? Показные «уроки» для их удовольствия, на которые раз в полгода детишки должны принести какие-то мистические артефакты? Тот зелёненький учебник по физике, который в детстве приводил вас в ужас? Необходимость изучать производные в рамках школьной программы? Учителку информатики, которая по-настоящему, до дрожи, боится вирусов?

А вот вопрос о том, почему результаты школьного обучения всё более удручают — это вовсе не вопрос «верните всё, как было и ничего больше не трогайте». Это вопрос более тщательного понимания того, что именно нас не устраивает в знаниях и умениях современных выпускников школы. И почему этого у них нет. В основном на эту тему можно слышать только возгласы «ах, они не знают, в каком веке был Пётр I». Вы своих одноклассников вспомните, все ли из них помнили про Петра хоть что-то, кроме того, что усы? Вы уверены, что это всеобщая картина, а не ваш персонально отпрыск этого не знает? Уверены ли вы в том, что виновато в этом именно разрушение советской системы образования, а не кое-кто другой?

P.S. Про производные — никогда не понимал, накой в школе изучать из всех математических дисциплин именно это. Почему школьник должен знать производные, но не должен, например, формулу Бернулли? Почему именно матан, а не линейная алгебра, например? По-моему, эти штуки уже относятся к тому классу знаний, которые рядовому гражданину постичь по-настоящему не судьба, если он не заинтересован в них специально.